Золотая гирлянда красноречия, часть 13

Ачарья Харибхадра

Золотая гирлянда красноречия, часть 13

Согласно Дхармамитре, скрыто обучаемая очередность изложения (mtshams sbyor-цамджор), соединяющая разделы Украшения, преподана Харибхадрой явно, в его работе Спхутартха (Дрелва Донсал), где он говорит, “Благородный Майтрейя … ”. В первой главе «Украшения» (Онтогьен) таких очередностей изложения 36, во второй главе – 20, в третьей — 14, в четвертой – 35, в пятой — 27, шестой — 1, в седьмой — 5, в восьмой — 13. После восьми глав в «Украшении» идут две строфы: в первой – одна очередность изложения, во второй – одна очередность изложения. Восемь очередностей изложения объясняют определение порядка восьми глав.

На это Дже Цонкапа задает вопрос, перечисленные очередности изложения закреплены ли за каждым словом или перечисление идет по смыслу? Если каждая очередность изложения закреплена за словом, то в первой главе таких очередностей изложения только 25, а не 36, то есть у Дхармамитры избыток. В четвертой главе на самом деле 36 (у Дхармамитры 35), получается недостаток.
А если перечисление идет по смыслу, каким образом в первой главе трактуются 36 очередностей изложения? Например, когда в первой главе «Украшения» говорят о Пути подготовки (sbyor lam), идет объяснение того, почему изложение Пути подготовки следует за Наставлением (gdams ngag). Это и есть очередность изложения. Дхармамитра говорит: «Как известно Путь подготовки состоит из четырех: Теплота (drod), Наивысшая точка (rtse mo), Терпение (bzod pa) и Наивысшая мирская добродетель (‘jig rten pa’i chos kyi chog), следовательно здесь четыре очередности изложения». По этой логике набираются 36 очередностей изложения.
Дже Цонкапа опровергает следующим образом: есть некоторые места в «Украшении» где по логике Дхармамитры можно было бы добавить смысловую очередность изложения, но Дхармамитра их не ставит, противореча тем самым самому себе.
Сам Дже Цонкапа признает в первой главе «Украшения» 25 очередностей изложения, во второй – 20, в третьей — 14, в четвертой – 35, в пятой – 27, в шестой — 1, в седьмой – 5, в восьмой – 14. В завершающих двух строфах по одному. Есть много мнений на этот счет.