Четыре истины Святого и три типа личности, часть 3

«Йонтен ширгьюрма»:
«Благослови, дабы, познав огромную сложность обретения и великий смысл этого прекрасного однажды найденного свободного тела, и днем и ночью непрерывно порождать мысль об извлечении сути».

Почему трудно обрести драгоценное человеческое тело (наделенное восемью свободами и десятью благами)? Представим мир как большой океан, на дне которого живет слепая черепаха, которая раз в сто лет поднимается на поверхность океана, где свободно плавает золотое ярмо, и волны и ветер носят в его разные стороны. Как же трудно черепахе наткнуться на это ярмо, а еще сложнее попасть головой в его отверстие! Черепаха уподобляется человеку, а ее слепота — отсутствию мудрости у человека, а именно понимания того, что нужно принять, а что отбросить. Как пример, нужно принять десять добродетелей, а отвергнуть десять недобродетелей. То что черепаха живет на дне океана, подобно тому как живые существа обитают в нижних мирах. То что черепаха поднимается наверх, подобно тому что живые существа редко обретают человеческое рождение. Золотое ярмо подобно Учению Будды, и то что его носит по волнам, говорит о том, что Учение Будды не пребывает на одном месте. Наличие одного отверстия у ярма подобно наличию одной двери вхождения в Учение — принятию Прибежища. Используя этот пример, проповеданный самим Буддой, нужно вновь и вновь размышлять о трудности обретения драгоценного человеческого рождения.

Как пишет Учитель Шантидева в «Введении в практику бодхисаттв»: «В лодке человеческого тела ты пересеки страданий реку. Будет трудно впредь добыть ту лодку…».