Четыре истины Святого и три типа личности, часть 5

«Йонтен Ширгьюрма»:
Благослови, дабы, познав огромную сложность обретения и великий смысл этого прекрасного однажды найденного свободного тела, и днем и ночью непрерывно порождать мысль об извлечении сути».

Почему сказано «этого прекрасного … тела»?
Потому что оно обладает десятью благами: пятью субъективными и пятью объективными.
Пять субъективных благ (rang ‘byor lnga): рождение человеком, рождение в центральной стране, полноценные органы чувств, несовершение крайних проступков, вера в источник.
Из них рождение в центральной стране — это рождение в стране, где есть община из четырех гелонгов. Не совершать крайние проступки: убийство отца, убийство матери, убийство архата, внесение раскола в Сангху, умышленное ранение Будды. Вера в источник — вера в дисциплину — источник всех мирских и немирских достоинств.

Пять объективных благ (gzhan ‘byor lnga): приход Будды, преподавание священной Дхармы, пребывание Учения, приобщение к нему последователей, милосердие. Из них приход или рождение Будды — это полное Пробуждение пребывавшего в сущности Пробуждения после трех безграничных кальп накопления собраний. Преподавание священной Дхармы — это проповедование Учения Буддой или его слушателями. Пребывание Учения — это отсутствие упадка практической Дхармы благодаря тому, что Будда, пока после завершения проповеди не уходит в нирвану, демонстрирует высшую священную Дхарму. Приобщение последователей к пребывающему Учению — приход других существ к Прибежищу священной Дхармы, вседствие осознания, что сей осуществивший Дхарму способен ясно, в соответствии с осуществлением, демонстрировать ее. Милосердие — предоставление монашеской одежды и прочих благ дарителями и милостынедателями.

Почему наше рождение называется «Драгоценным человеческим рождением»? По четырем одновременно наличным причинам: 1. Обладание способностью говорить другому и понимать смысл сказанного. 2. Очень трудно обрести такое тело. 3. Такое тело превосходит тело существа ада. 4. Посредством такого тела можно достичь состояния Будды.

Говоря о трудности обретения такого тела, можно также рассмотреть её с трех сторон: со стороны причины (накопление добродетели для обретения такого тела), со стороны примера (пример со слепой черепахой в океане) и со стороны сущности (сопоставление количества людей и существ трех низших миров).