Четыре истины Святого и три типа личности, часть 7

«Йонтен Ширгьюрма»:

«Благослови, дабы, помня о смерти, что жизнь в теле не надежна, как пузыри на воде, скоро прервется, и дабы, найдя твердое убеждение в том, что плоды белых и черных деяний будут преследовать и после кончины, как тень тело, всегда преисполняться внимательности в отказе от даже тонких и наитончайших скоплений проступков и в воплощении всех добродетельных накоплений».

В этих восьми строках говорится об общем пути с малой личностью. В общем, малая личность подразделяется на три: малая малая, малая средняя и малая высшая. Первые две устремлены в основном к благам этой жизни. Последняя из них устремлена только к своему следующему высокому перерождению, у нее есть путь малой личности, что означает обладание умом, постигающим непостоянство, а также отвержение десяти неблагих деяний, при помощи которых эта личность получит благоприятное рождение. Поэтому это называется путь малой личности.
На этом этапе нужно памятовать о непостоянстве и смерти. «Благослови, дабы, помня о смерти…», — говорит «Йонтен Ширгьюрма», подчеркивая что размышление о смерти и непостоянстве важно для всех трех личностей.

Размышление о смерти и непостоянстве состоит из трех: размышление о неизбежности смерти; размышление о непредсказуемости смерти; размышление о том, что в час смерти все, кроме Дхармы, бесполезно.

1 пункт. Неизбежность смерти доказывается посредством трех: мысль о неизбежности и неотвратимости прихода Владыки смерти; мысль о том, что жизнь не может продлиться, а сокращается непрерывно; мысль о том, что смерть неизбежна, но и при жизни нет времени для практики Дхармы.

2 пункт. Непредсказуемость смерти доказывается посредством трех: мысль о неопределенности времени жизни обитателей нашего мира; мысль о том, что условий для смерти очень много, а условий для жизни мало; мысль о том, что тело очень слабо и потому время смерти непредсказуемо.

3 пункт. Размышление о том, что в час смерти все, кроме Дхармы, бесполезно, основывается на понимании того, что ни твое тело, ни богатство, ни близкие люди не смогут помочь во время смерти.

Обдумывая эти три пункта, приходим к выводу что обязательно умрем, поэтому решаемся на основании первого пункта — практиковать Дхарму, второго пункта — практиковать Дхарму именно сейчас, третьего пункта — практиковать только Дхарму.