Четыре истины Святого и три типа личности, часть 8

«Йонтен Ширгьюрма»:
«… и дабы, найдя твердое убеждение в том, что плоды белых и черных деяний будут преследовать и после кончины, как тень тело, всегда преисполняться внимательности в отказе от даже тонких и наитончайших скоплений проступков и в воплощении всех добродетельных накоплений».

Здесь имеются в виду общие размышления о деяния и их плодах (las ‘bras spyir bsam pa) и особые размышления о деяниях и плодах (bye brag tu bsam pa). Рассмотрим общие размышления, их четыре: 1. непреложность закона кармы, 2. огромное разрастание плодов деяний, 3. невозможность встречи с плодами несодеянного, 4. накопленная карма сама по себе не исчезнет.

1. Непреложность закона кармы. Счастье и страдание — следствие всех благих и неблагих деяний соответственно.
2. Огромное разрастание плодов деяний. Даже от самого малого благого деяния проистекает огромный плод счастья. Даже от самого малого неблагого деяния проистекает огромный плод страдания.
3. Невозможность встречи с плодами несодеянного. Если не накоплена карма, причиняющая то или иное счастье или страдание, то не будут испытаны соответствующие им плоды.
4. Накопленная карма сама по себе не исчезнет. Благие и неблагие деяния обязательно приносят приятные и неприятные плоды. Если не будет применено соответствующее противоядие, негативная карма сама по себе не истощится.

«Йонтен Ширгьюрма»: «…плоды белых и черных деяний будут преследовать и после кончины, как тень тело». Каким образом от благой кармы порождаются благие последствия? Рассматривая этот вопрос, нужно использовать следующий пример. Как порождается росток из семени? Всеми буддийскими учеными признано что причина и следствие не могут пребывать одновременно. Во время появления следствия, в этот самый момент, причина должна исчезнуть. Существует ли момент встречи этих двух, причины и следствия? Если нет, то как росток порождается от семени? Если кто-то думает, что они могут встретиться, то не получается ли что причина и следствие существуют в один момент? Чандракирти в «Мадхьямакаватаре» пишет: «Поскольку росток и семя не существуют одновременно».