Четыре истины Святого и три типа личности, часть 9

«Йонтен Ширгьюрма»:
«…что плоды белых и черных деяний будут преследовать и после кончины, как тень тело, всегда преисполняться внимательности в отказе от даже тонких и наитончайших скоплений проступков и в воплощении всех добродетельных накоплений».

Теперь рассмотрим особые размышления о деяниях и плодах (bye brag tu bsam pa), состоящие из двух: о дурных деяниях и плодах и о благих деяниях и плодах.

Первые делятся на три: 1) дурные пути кармы; 2) насколько они тяжки; 3) указание их плодов.

1) Дурные пути кармы (Десять недобродетелей) таковы:
убийство; присвоение того, что не дано; распутство; ложь; злословие; грубая речь; пустословие; алчность; злонамеренность; ложные воззрения.

2) Насколько они тяжки. Если человек длительное время совершает недобродетель, то его недобродетели будут тяжкими. Омрачения, под влиянием которых человек совершал недобродетель, будут утяжелять карму. Обстоятельства весомости таковы: содеянное из сильного побуждения, привычка, сущность, объект, сплошное укоренение в неподобающем, отказ от неподобающего.

Почему очередность представленных десяти недобродетелей именно такова? Убийство находится на первом месте, воровство на втором, и так далее. В «Конкретных основах уровней» говорится, что каждые предыдущие недобродетели тела и речи тяжелее последующих, а относительно недобродетелей ума логика обратная.

В то же время отказаться от убийства легче, чем отказаться от воровства. По этой же логике отказаться от недобродетелей тела легче, чем от недобродетелей речи. Отказ от недобродетелей речи легче чем отказ от недобродетелей ума, поэтому практику отказа от десяти недобродетелей лучше начать с отказа от убийства. Контроль над телом и речью облегчает отказ от недобродетелей ума.

Как сказал Пандито Хамбо Лама Даши-Доржо Итигэлов: «Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня практику десяти благих деяний…».