Четыре истины Святого и три типа личности, часть 10

«Йонтен Ширгьюрма»:
«Благослови, дабы, помня о смерти, что жизнь в теле не надежна, как пузыри на воде, скоро прервется, и дабы, найдя твердое убеждение в том, что плоды белых и черных деяний будут преследовать и после кончины, как тень тело, всегда преисполняться внимательности в отказе от даже тонких и наитончайших скоплений проступков и в воплощении всех добродетельных накоплений».

Здесь «Йонтен Ширгьюрма» и «Ламрим Ченмо» расходятся в порядке изложения тем. В Ламриме после размышлений о страданиях в низших мирах описывается тема Прибежища. Причина в том, что после смерти у человека два пути: либо в лучшее перождение (миры богов, небожителей и людей) либо в худшее (миры адов, голодных духов и животных). Размышляя о возможных для себя нежелательных последствиях в виде перерождения в неблагих уделах, человек начинает испытывать страх за свою участь. Не желая таких страданий, он ищет спасения. Три Драгоценности могут спасти от трех низших миров, и у человека должна быть очень сильная вера в это. По этим двум причинам человек обращается к Прибежищу в Трех Драгоценностях.

В «Йонтен Ширгьюрме» тема Прибежища идет после тем о дурных путях кармы и о том, насколько они тяжки (на чем мы вчера остановились).

Объект Прибежища — Три Драгоценности

«Обращение к Прибежищу из семидесяти (строф)» гласит: «Будда, Дхарма и Сангха — прибежище для жаждущих Освобождения».

1. Драгоценность Будда (Сангье кончог).

Некоторые люди обращаются за прибежищем к Брахме, Ишваре, солнцу, луне. Другие обращаются за прибежищем к божествам, нагам, хозяевам местности. Но все эти объекты не способны спасти от страданий нижних миров, и сами, вращаясь в сансаре, могут упасть в низшие уделы.

Почему тогда Будда является достойным объектом Прибежища?

1. Потому что Будда полностью обуздал себя и избавился ото всех бед. 2. Потому что Будда искуссно владеет всеми методами обуздания учеников. 3. Потому что Будда преисполнен великого милосердия. 4. Потому что Будда не испытывает радости ни от каких вещественных подношений, а радуется подношениям исполнения его заповедей.