Четыре истины Святого и три типа личности, часть 11

ДОСТОИНСТВА БУДДЫ:

достоинства тела — 32 знака и 80 прекрасных признаков;

достоинства речи: проповедь Будды все живые существа понимают на своем языке, и если они одновременно каждый зададут свой вопрос, Будда может их одновременно постичь и ответить в один момент, и они поймут на своем языке;

достоинства ума: 1) достоинство мудрости — Будда постигает все существующее в один момент, подобно предмету на своей ладони, «непосредственно видит все, сколько есть, познаваемое, как свежий миробалан, лежащий на ладони…» (Кончог Джигме Ванбо); 2) достоинство любви — Будда обладает великим состраданием, поэтому после Просветления он проповедовал Дхарму.

Достоинства деятельности: Будда помогает всем существам естественной и непрерывной деятельностью тела, речи и ума.

ДОСТОИНСТВА ДХАРМЫ:
«Сей Будда, обладающий бесчисленными достоинствами, вырос из претворения в жизнь и освоения словесной и реализованной Дхармы — Истин прекращения и пути, сущность которых в устранении пороков и осуществлении достоинств» («Истинный свод Дхармы»).

ДОСТОИНСТВА САНГХИ:
Главное в Сангхе — святые личности. «Сангха проповедует Дхарму, поступает согласно Дхарме, размышляет о Дхарме, она — «поле» Дхармы, хранитель Дхармы, она полагается на Дхарму, почитает Дхарму, совершает деяния Дхармы, соблюдает Дхарму; Дхарму практикует…».
(«Истинный свод Дхармы»).

Когда мы говорили о достоинствах речи Будды, то упомянули свойство речи Будды быть понятой одновременно теми кто слушал, на своем языке. Также свойством Будды является то, что когда существа смотрят на живого Будду, он показывает им из Двенадцати деяний разные деяния. Кто-то может видеть как он поворачивает колесо Учения, а кто-то может видеть как он уходит в нирвану. Могут ли эти два человека в это время общаться друг с другом? Ведь один радуется что Будда поворачивает колесо Учения, а другой печалится что Будда ушел в нирвану. И может ли человек, увидевший что Будда ушел в нирвану, еще раз увидеть Будду, ведь Будда в это время проповедует Учение (в восприятии других людей)?
Если некто скажет, что во время одного из Двенадцати деяний Будды все существа, находящиеся там в это время, видят одинаково, тогда получается что когда, например, Будда проповедует Учение, то все существа, которые получают это Учение, слышат одно Учение.
Но не является ли достоинством речи Будды то, что во время проповеди каждое существо получает то, что ему необходимо: кто-то учение о непостоянстве, кто-то учение о пустотности, а кто-то учение о бессамостности?