Три Драгоценности

Первая Драгоценность — это Будда (Татхагата), вторая Драгоценность — это Дхарма (Учение Будды), третья Драгоценность — это Сангха (Община Будды).

Под первой Драгоценностью — Буддой, следует понимать состояние Пробужденного, обладающего восемью достоинствами. Какими восемью?

1) Необусловленной природой
2) Спонтанностью
3) Осуществлением не под влиянием других
4) Знанием (санскр. jnana)
5) Состраданием
6) Силой (санскр. sakti)
7) Совершенным собственным благом
8) Совершенным благом для других.

В трактате «Уттаратантра» сказано:
» [Это состояние] необусловленно, поскольку его природа не имеет начала, середины и конца (т.е. возникновения, пребывания и исчезновения), а называется оно спонтанно-совершенным потому что ему присущ покой (покой свободы от всех измышлений и рассудочных мыслей) — Дхармакая.
[Оно] «реализуется не в силу других условий», поскольку осуществляет себя само (воспринимающее все естественно, без помощи других).
Оно — знающе, ибо три эти аспекта (т.е. необусловленность, спонтанное совершенство и самостоятельная реализация) осуществлены.
Поскольку [Пробужденный] указывает путь, оно «с любовью, состраданием».
А «сила» его в том, что посредством мудрости и сострадания оно избавляет [существ] от страданий и омрачений.
Три первых [его достоинства] представляют собой его собственное благо, а три последующих относятся [к его способности осуществлять] благо других».

Итак, в трактате «Уттаратантра» Майтрея ясно указывает, что Будда — это состояние Пробужденного, обладающего восемью качествами. Ни статуэтка, ни изображение Будды, не являются первой Драгоценностью — Буддой, а именно абсолютной Драгоценностью (тиб. don dam pa’i dkon mchog). Они являются лишь относительной Драгоценностью (тиб.kun rdzob pa’i dkon mchog) — Драгоценностью относительного уровня.
А когда мы поклоняемся Будде, мы поклоняемся именно Драгоценности Будде абсолютного уровня.

От Драгоценности Будды происходит Драгоценность Дхармы.
Что есть Драгоценность Дхарма?
В трактате «Уттаратантра» сказано:
«То, что неуловимо мыслью, лишено обеих (кармы и омрачений), нерассудочно, чисто, ясно, противодействует привязанности и является причиной её отсутствия — это Дхарма, обладающая характеристиками двух истин».
Здесь говорится о Драгоценности Дхармы, заключающей в себе восемь достоинств. Какие восемь?

1) Неуловимость мыслью
2) Отсутствие обеих (кармы и омрачений)
3) Нерассудочность
4) Чистота
5) Ясность
6) Противодействие омрачениям
7) Отсутствие страстной привязанности
8) Причины отсутствия страстной привязанности

Неуловимость мыслью, отсутствие обеих, и нерассудочность — указывают на истину Прекращения (третья истина из четырех истин Святого), сводятся к отсутствию привязанности, а остальные три достоинства — чистота, ясность и противодействие омрачениям — указывает на истину Пути (четвертая истина из четырех истин Святого),поэтому сводятся к причинам отсутствия привязанности.
Истина прекращения представляет собой отсутствие привязанности, а истина пути — то, что избавляет от привязанности.
Истина прекращения неуловима мыслью по трем причинам:
1) Для неё не подходит ни одно из четырех рассудочных положений: а именно ①не существует ②существует ③существует и не существует ④ ни существут, ни не существует.
2) Она невыразима словами, речами, высказываниями, определениями, символами, условными обозначениями.
3) Она есть объект индивидуального познания только Святых (Арьев) (т.е. она непостижима для простых людей).
Как же понимать то, что истина прекращения лишена обеих и не рассудочна?
Она лишена обеих потому что в ней отсутствует карма и омрачения.
Нерассудочна, потому что лишена неправильного восприятия (т.е. ни ум, ни рассудок, ни сознание не проникают в невозникающее и непрекращающееся).
Говоря кратко, Драгоценность Дхармы — это недискурсивное Знание, познаваемое только Святыми (Арьями) на стадиях Видения и Освоения.
Она напоминает чистый диск солнца, поскольку лишена грязи привходящих омрачений.
Как свет солнца равно выявляет все формы, освещает все аспекты всех объектов познания.
Сходно с солнцем как противником мрака, ибо противодействует всем препятствиям, мешающим узреть реальность.
Именно такой дхарме, обладающей всеми этими восемью качествами, мы делаем поклонения и в ней ищем прибежище. Это Драгоценность Дхармы абсолютного уровня.
Ни сутры, ни трактаты святых, ни комментарии пандит-ученых не являются Дхармой абсолютного уровня, они относятся к относительной Дхарме.

От Драгоценности Дхармы происходит Драгоценное Собрание Святых.
В «Уттаратантре» сказано:
«Склоняюсь перед теми, кто видит что природа ума — ясный свет, а омрачения бессамостны, кто истинно постигнув [изначальный] покой — предел отсутствия двоякой самости всех существ, — обладает неомраченным умом, зрящим, что все существа подобны совершенным Буддам; склоняюсь перед ними, обладающим мудрым видением, бессчетные объекты которого — существа и совершенная чистота [природы их умов]».

Драгоценность Собрание Святых (Сангха) бывает двух видов:
1) хинаянское собрание Святых
2) махаянское собрание Святых.

К хинаянскому собранию Святых относятся Шраваки (Слушатели) и Пратьякабудды (Пробужденные для себя), вступившие на путь Видения.
Махаянское Собрание Святых -это Собрание невозвращающихся Бодхисаттв, обладающих наивысшыми достоинствами, вступивших на путь Видения.
Собрание из четырех бхикшу (тиб.dge slong) — монахи, принявшие полные монашаские обеты Винаи, а также личности, вступившие на путь Собрания и Подготовки, но не вступившие на путь Святых (Арьев) — являются Драгоценностью Сангхи относительного уровня, поскольку они условная опора, помогающая существам постепенно все глубже входить в учение.

Из трех прибежищ (Будда, Дхарма, Сангха) Высшим Прибежищем является Будда, поскольку Будда это цель нашей практики. Дхарма не является целью. Дхарма — путь. Практика сама является Дхармой. Став Буддой, мы оставим практику, подобно тому как оставляем лодку, доплыв до берега. Сангха тоже становится не нужной.

Автор — гелонг Йонтен Осер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *