Философские воззрения буддийских школ, выпуск #3


Философские воззрения буддийских школ, выпуск # 3

Три Драгоценности

Первая Драгоценность — это Будда (Татхагата),

вторая Драгоценность — это Дхарма (Учение Будды),

третья Драгоценность — это Сангха (Община Будды).

Драгоценность Будда

Под первой Драгоценностью Буддой следует понимать то состояние, в котором находятся Просветленные.

Это состояние свободно от страданий рождения, болезни, старости и смерти.

Этому состоянию присущ покой. Покой свободы.

Будда подобен солнцу, освещает и согревает всех живых существ без исключения.

Будда воспринимает все явления естественно, беспрепятственно, не под влиянием других, опираясь лишь на свою мудрость.

Будда обладает великим состраданием, указывает путь освобождения всем живым существам. Он обладает силой мудрости, избавляя живых существ от страданий и омрачений.

Будда, обладая всеми этими качествами, является Прибежищем абсолютного уровня. Именно такому Будде мы поклоняемся и ищем прибежище.

Ни статуэтка, ни изображение Будды не являются Драгоценностью Буддой, а именно абсолютной драгоценностью. Они являются лишь Драгоценностью относительного уровня.

Драгоценность Дхарма.

От Драгоценности Будды происходит Драгоценность Дхарма.

Что есть Драгоценность Дхарма ?

Дхарма — есть объект индивидуального познания только Святых (Арьев), находящихся на стадиях Видения и Освоения.

Дхарма непостижима для простых людей, так как она не выразима словами, речами, высказываниями, выражениями, определениями и символами.

Ни ум, ни рассудок не могут постичь ее.

Как свет солнца освещает все формы, так же и дхарма освещает все объекты познания.

Она схожа с солнцем, как противником мрака, так как противодействует всем препятствиям, мешающим узреть реальность.

Именно такой Дхарме, обладающей всеми этими качествами мы делаем поклонения. Это Драгоценность Дхармы абсолютного уровня.

Ни сутры, ни трактаты святых, ни комментарии пандит — учёных не являются дхармой абсолютного уровня, они относятся к относительной дхарме.

Драгоценность Сангха

От Драгоценности Дхармы происходит Драгоценное Собрание Святых.

Драгоценное Собрание Святых бывает двух видов:

Хинаянское собрание святых

Махаянское собрание святых

К Хинаянскому собранию святых относятся Шраваки и Пратьякабудды, вступившие на Путь Видения (на тиб. Тонглам).

Махаянское собрание святых — это собрание невозвращающихся Бодхисаттв, обладающих наивысшими достоинствами, вступившие на Путь Видения (на тиб. Тонглам).

Собрание из четырех бхикшу (на тиб. гелон, монахи, принявшие полные монашеские обеты), личности вступившие на Путь Собрания и Подготовки, но не вступившие на Путь Видения (Святых — Арьев) являются Драгоценностью Сангхой относительного уровня, поскольку они условная опора, помогающая существам постепенно все глубже входить в Учение.

Из трех прибежищ (Будда, Дхарма, Сангха) высшим прибежищем является Будда, поскольку Будда — это цель нашей практики. Дхарма не цель, Дхарма — путь. Дхарма не является истиной, а является лишь средством к её обретению. Дхарму сравнивают с плотом, который используется для переправы через реку, но после переправы он должен быть отброшен. Учение Будды не может быть одинаково для всех, как единая установленная догма, учение используется лишь для конкретного индивида и в конкретном случае. Принимать учение Будды необходимо только посредством проверки через собственный опыт.

Будда сказал:
О, бхикшу и мудрецы
Не принимайте мое учение просто из веры
или из уважения ко мне.
Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и мое учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его.

Также Драгоценность Сангхи не является высшим прибежищем, поскольку в конце, достигнув просветления, мы оставляем его. Она необходима нам лишь когда мы в пути, подобно путнику, сопровождающему нас.