Золотая гирлянда красноречия, часть 9


Золотая гирлянда красноречия, часть 9

Каковы кореные сутры «Украшения ясных постижений»?

Ранние тибетские авторы в качестве основных текстов рассматривали следующие работы: Сутры Праджняпарамиты в Сто тысяч, Двадцать тысяч, Восемнадцать тысяч, Десять тысяч и Восемь тысяч строк, а также Краткое изложение в стихах Восьми тысяч, являющихся материнскими; и Сутры Праджняпарамиты в Семьсот, Пятьсот, Триста (Алмазная сутра), Сто пятьдесят, Пятьдесят строк, Двадцать пять дверей в Совершенство мудрости, Вопросы Сувикранта-Викрамина, Совершенство мудрости для Каушики, Совершенство мудрости в одну букву, Совершенство мудрости в несколько слов и Сердечная сутру, являющихся дочерними. В чем разница между материнскими и дочерними сутрами?

Первые делят излагаемый материал на восемь ясных постижений, последние же нет. Таково мнение ранних тибетских авторов. В «Легше Сертенг» Дже Цонкапа соглашается с Бутоном, когда тот опровергает тех ранних тибетских авторов, которые утверждали вышеприведенное деление Сутр Праджняпарамиты на семнадцать (шесть материнских и одинадцать дочерних сутр), так как существуют другие малые тексты, принадлежащие к разделу Праджняпарамиты.

Какие же сутры Дже Цонкапа причисляет к коренным сутрам «Украшения ясных постижений»? Те сутры, в которых содержание может быть изложено в соответствии с учением о процессе интуитивного познания (Абхисамая), или пути. Ученые, при комментировании Абхисамаяламкары, толковали ее в соответствии с этими сутрами, но не с теми семнадцатью, признаваемыми ранними тибетцами.

Существует двадцать один комментарий на Абхисамаяламкару:

А) двенадцать работ, комментирующих Абхисамаяламкару в связи с сутрами Праджняпарамиты:

— пять работ, связанных с Двадцатипятитысячной сутрой Праджняпарамиты:

1. Панчавимшати-сахасрика-алока Арьи Вимуктасены;
2. Абхисамаяламкара-варттика Бхаданта Вимуктасены;
3. Краткое изложение Харибхадрой Панчавимшати-сахасрики;
4. Шуддхимати Ратнакарашанти;
5. Комментарий, трактующий Абхисамаяламкару в связи со Ста тысячью, приписываемый Дхармашри из Кашмира;

— три работы, связанные с Восьмитысячной сутрой Праджняпарамиты:

6. Абхисамаяламкара-алока Харибадры;
7. Сароттама Ратнакарашанти;
8. Мармакаумуди Абхаякарагупты;

— четыре работы, связанные с Самчаей:

9. Самчаягатха-панджика субодхини нама Харибхадры;
10. Самаягатха панджика Буддашриджняны;
11. Праджняпарамита коша тала, приписываемая Дхармашри;
12. Аштасамана артхашасана, приписываемая Смритиджнянакирти, и

Б) девять работ, без установления соответствия с сутрами Праджняпарамиты:

1. Спхутартха Харибхадры;
2. Праспхутапада Дхармамитры;
3. Дурбодха-алока Дхармакиртишри;
4. Абхисамаяламкара-вритти-пиндартха Праджнякарамати;
5. Праджняпарамита пиндартха Кумарашрибхадры;
6. Праджняпрамита-пиндартха-прадипа, приписываемая Атише;
7. Праджня-прадипа-авали Буддашриджняны;
8. Киртикала Ратнакирти;
9. Мунимата-аламкара Абхаякарагупты.