Философские воззрения буддийских школ, выпуск # 4

Краткое изложение буддийских философских школ.

Вначале своего пути Несравненный Учитель, царь рода Шакьев породил мысль о высшем Просветлении, затем в течении трёх безмерных кальп накапливал благие заслуги и в конце своего пути в местности Дордже Ден (Бодхгая) на пятом лунном месяце достиг окончательного Просветления.

После семи недель Просветления Будда совершил первый поворот Колеса Учения, “О четырех истинах святого”, своим первым пяти ученикам в местности Варанаси.

Второй поворот Колеса Учения “О беспризнаковости“ Будда преподал на 12-й лунный месяц в местности “Гора коршунов“ (Раджагриха).

Третий поворот Колеса Учения “Обширный комментарий “ Будда даровал в местности Вайшали (на тиб. Янбачен) — здесь десять бодхисаттв задали каждый по вопросу на первый и второй поворот Колеса Учения, отсюда появились десять глав. Название глав соответствует именам Бодхисаттв.

Таким образом, подавив все ложные высказывания и мнения приверженцев ложных учений, распространилось драгоценное Учение Будды, являющееся источником счастья.

Позднее, после ухода Будды, опираясь на комментарии к каждому повороту Колеса Учения великих ученых — пандит, возникли четыре буддийские философские школы.

Две из них, говорящие об истинности, возникли из первого поворота.

О сущностном отсутствии — возникли из второго поворота.

Из последнего поворота Колеса Учения — возникли Йогачары.

Каждая школа приняла и выработала свое воззрение, разделив ее на три раздела: основа, путь и результат.

Итак, буддийских философских школ насчитывается четыре :

Вайбхашика (на тиб. джетак мрава).

Саутрантика (на тиб. додева)

Читтаматра (на тиб. семзампа)

Мадхьямика (на тиб. умапа)

Кроме этих четырех школ, нет пятой философской школы и кроме трёх колесниц нет четвертой колесницы.

В “Комментарии сути Ваджры” сказано:

“У буддистов четыре и пятая не является замыслом Будды“.

Каждая школа называет собственную теорию срединной, то есть не впадающую в крайность постоянства (признавание не существующего — существующим) и крайность нигилизма (признавание существующего — не существующим).

Хотя с точки зрения Мадхьямики Прасангики (мадхьямика делится на мадхьямику прасангика и мадхьямику сватантрика) все школы, включая и мадхьямику сватантрику впадают в крайность постоянства и нигилизма.