Золотая гирлянда красноречия, часть 12

… При переводе текстов Винаи поклон отдается именно Будде как Всезнающему, поскольку содержанием Винаи являются глубокие связи между причинами и результатами поступков, которые никто кроме Всезнающего не постигает. Перед переводами текстов Абхидхармы, содержанием которых является глубокое воззрение, поклон отдается Манджушри, олицетворяющему совершенство понимания. Сутры и комментарии к сутрам, к которым относится и «Украшение постижений», включают все достоинства и качества, вынесенные из глубоких сосредоточений будд и бодхисаттв, шраваков и пратьекабудд. Поэтому поклон отдается им.

Переходим к самому исследованию текста. Здесь два: общий обзор и непосредственное объяснение.

Общий обзор. Разделяя для удобства восприятия и понимания изложение на пять частей, Дже Цонкапа следует схеме, которая была использована в «Абхисамаяламкаре» и «Дрелва Донсал». Каковы эти пять частей?
Значение (необходимость), краткий смысл, подробное изложение, очередность изложения, полемика. Будда Майтрейя при объяснении Сутр Праджняпарамиты в «Абхисамаяламкаре» использовал эти пять. Первые три были показаны явно, очередность изложения была показана косвенно, и полемика в большинстве случаев косвенно. Рассмотрим их подробнее.

1. Значение необходимости (dgos don). Раскрывая значение необходимости, говорим о содержании, временной цели (написания), конечной цели и связи. Содержание – говоря о всеведении будды, Майтрейя также излагает остальные семь основных тем (dngos po). Временная цель (написания) — легкое и понятное объяснение трех Сутр Праджняпарамиты. Конечная цель – обретение состояния будды с помощью «Абхисамаяламкары». Связь (‘brel ba)– конечная цель связана с временной целью (написания) «Абхисамаяламкары», временная цель (написания) связана с содержанием.

2. Краткий смысл (mdor bstan) передают пятнадцать строф «Абхисамаяламкары». В первых двух строфах говорится о восьми основных темах: 1. Всеведение (rnam mkyen), 2. Знание путей (lam shes), 3. Знание основ (gzhi shes), 4. Тренировка полного постижения всех аспектов (rnam rdzogs sbyor ba), 5. Тренировка вершин (rtse sbyor), 6. Последовательная тренировка (mthar gyi sbyor ba), 7. Одномоментная тренировка (skad gcig ma’i sbyor ba), 8. Дхармакайя (‘bras bu chos sku). В остальных тринадцати строфах говорится о семидесяти аспектах.

3. Подробное изложение (tsig don). Далее, начиная с обширного объяснения о зарождении бодхичитты (sems bskyed) в первой главе и до конца восьмой главы «Абхисамаяламкары» идет подробное объяснение восьми основных тем и семидесяти аспектов.

4. Очередность изложения (mtshams sbyor). В «Абхисамаяламкаре» косвенно показаны 144 очередности изложения материала, а в «Дрелва Донсал» они намеренно показаны явно.

5. Полемика в основном показана скрыто, но есть места, где она показана явно.